«Умение слушать» Бернарда Феррари

Бернар Феррари. «Умение слушать»

Книга Бернарда Феррари о том, как научиться слушать и слышать собеседника. Вся наша жизнь состоит из переговоров, из обмена информацией. Важно уметь не только грамотно донести до собеседника свою точку зрения, но и понять его. Для этого необходимо использовать навык активного слушания, который можно и нужно развивать.

Умение слушать — труд, который экономит время, а не тратит его.

Феррари выделяет несколько архетипов слушателей. Каждый архетип имеет свои особенности, используя которые, можно эффективнее организовать процесс слушания.

  1. Упрямец — слушает других лишь затем, чтобы понять совпадает ли его собственное мнение с мнением собеседника. Слышит лишь то, что считает правильным.
  2. Брюзга — абсолютно уверен, что мнение других полный вздор.
  3. Предвосхититель — стремится при помощи вопросов направить разговор в нужное ему русло или загнать собеседника в угол. Склонен к словоизлияниям.
  4. Долдон — его цель не заострить внимание на проблеме, а упрочить собственную позицию или переиначить мнение собеседника так, чтобы оно сошло за подтверждение его собственного.
  5. Всезнайка — выдвигает идеи еще до того, как все сошлись во мнении относительно самой проблемы. Старается произвести впечатление сообразительностью и смекалкой.
  6. Притворщик — воздает видимость слушания, хотя возможно уже принял решение по вопросу.

В первую очередь необходимо определить к какому типу относитесь вы сами, что понять какие сложности могут возникать у вас, когда вы думаете, что слушаете собеседника. Понимание проблем — первый шаг к их разрешению.

Как слушать

Бернард Феррари выделяет несколько методик, которые позволяют Эффективно получать и анализировать информацию от собеседника.

Уважайте собеседника

Многие люди уже обладают необходимой информацией, чтобы самостоятельно принять верное решение, но не могут связать ее с обсуждаемой проблемой. Необходимо вопросами подтолкнуть их к верному решению. Необходимо всерьез воспринимать все, что говорит собеседник и исходить из предположения, что он прав, а для этого необходимо его уважать. Всегда есть возможность, что в словах собеседника есть крупица истины.

Правило 80/20

Слушайте 80% времени, говорите — 20%.
С помощью наводящих вопросов и своевременных реплик помогайте собеседнику сообщать вам новые факты и идеи.
Когда захочется перебить собеседника — помолчите. Не давайте никаких комментариев, пока не будет понятно как это отразится на беседе. Чтобы избежать неловкого молчания люди сами постараются заполнить паузу. Или может быть продолжат речь, в том случае если они просто переводили дух.
Если и перебивать собеседника, то только наводящими и уточняющими вопросами.

Ничего не принимай на веру

«Главное для чего мы слушаем других людей — это информация, которая поможет нам принять верное решение.»
Автор утверждает, что многие люди вступают в  беседу уже имея различные предубеждения и предустановки, которые мешают воспринимать информацию или искажают ее.

Ни одно предположение нельзя считать неоспоримым, пока не доказано обратного. Нельзя исключать ни единой возможности, если только не доказано, что она абсолютно невероятна. Нельзя позволять собственным предубеждениям позволять искажать воспринимаемую информацию.

Для проверки и построения любой гипотетической ситуации можно менять любой из фактов и таким образом проверять на прочность любое логическое построение и предположение.

Сконцентрируйтесь

Чтобы внимательно слушать собеседника, надо отторгнуть все раздражающие факторы. Необходимо сосредоточиться именно на решаемой проблеме, отбросив и временно забыв все остальные.

Нельзя позволять эмоциям мешать воспринимать информацию, а сильные эмоции (страх, радость и д.р.) мешают ее анализировать. Для возврата концентрации внимания можно представить себя и собеседников словно со стороны, как будто в кино.

Основной арсенал средств умелого слушателя:

  • проявление уважения к собеседнику;
  • молчать самому;
  • ставить под сомнение все предположения;
  • концентрация на разговоре.

Извлекаем пользу

Из хаоса полученной информации необходимо извлечь крупицы «золота», для этого:
определите о чем именно идет речь;
выделите значимую информации;
направляйте разговор так, чтобы получить максимум информации;
систематизируйте добытую информацию.

Вопросы — ключевой инструмент для извлечения максимума пользы из информации.

По методике Феррари, всю добытую с трудом информацию необходимо проанализировать и систематизировать. для этого используется «метод ящиков». Вся информация сортируется по мысленным (или физическим) ящикам с ярлыками.

Ящик миссия

Что нам надо получить?
В этот ящик должна попасть информация, которая отвечает на вопрос «Какова наша цель?». Зачем мы вообще все это делаем? Миссия может быть сколько угодно амбициозной, но должна быть конкретной, чтобы стать руководством к действию.

Ящик План

Что именно мы должны сделать?
Планируем действия для достижения целей из ящика с миссией. Сюда должны попасть конкретные задачи, шаги и планы по достижению поставленных целей. Не забыть учесть риски и уже имеющуюся материальную или интеллектуальную базу.

Ящик Команда

Кто нам нужен для достижения цели?
Для осуществления любых планов требуется исполнитель или команда. Кто нужен, какими навыками он должен обладать, где взять такого человека? — лишь некоторые вопросы, ответы на которые должны лежать в этом ящике.

Ящик Исполнение

Как мы будем это делать и кто есть кто?
Кто принимает решения? Каков процесс принятия решения? Кто главный? Кто несет ответственность? У кого узнать нужную информацию? Записываем ответы и кладем сюда.

Ящик Личные особенности

Скрупулезно собираем личные качества и взгляды человека, т. к. они влияют на его высказывания и суждения. Когда человека говорит, необходимо понять, что заставило его выразиться именно так: ценности, цели, заблуждения, тревоги, пробелы в знаниях.

Прокачиваем навыки

Все описанные выше методики можно делать руками, записывать на бумаге и складывать в сколоченные на досуге ящики. А можно все это делать в уме, но подобного рода усилия требуют хорошо развитой памяти. Именно память трансформирует полученные знания в опыт. Любую информацию, хранящуюся в памяти легко извлекать и трансформировать как угодно для создания новых идей.
Развивайте память.

Фортуна улыбается лишь подготовленному уму

Что делать дальше?

  1. Помалкивать. Другие должны говорить больше.
  2. Подвергать сомнению исходные данные.
  3. Сосредоточиться на том, что требуется выяснить.
  4. Повышать порог терпимости к неизвестности. Когда точно знаешь где пробелы, можно придать планам гибкость, которая будет их (пробелы) учитывать.
  5. Анализировать и сортировать информацию.
  6. Тренировать память, чтобы легко оперировать информацией, хранящейся в ней.
  7. Вовремя заканчивать дебаты. Когда вся информация собрана. необходимо переходить к действиям.
  8. Демонстрировать лучшие навыки слушателя и показывать пример окружающим.

Личный опыт

Прочитав книгу, я бросился направо и налево применять полученные знания. Потом пыл немного поугас и я стал применять и тренировать новые для меня навыки не так активно, но более методично.

Сейчас, когда я разговариваю с человеком, то постоянно задаю себе вопрос — о чем идет речь и соответствует ли тема разговора цели обсуждения? Если вижу, что мы отклонились, то возвращаю беседу обратно.

Приятно удивило открытие, что если в самом начале беседы спросить: «Что мы хотим выяснить?» это уже настраивает собеседника на более продуктивный диалог. Он перестает (или делает это меньше) растекаться мыслью, не углубляется в ненужные дебри, а пытается придти к решению проблемы, обозначенной в самом начале.

Чтение книги заняло чуть меньше месяца по будням по 30 минут вечером. Попутно вел конспект, который и лег в основу поста.

Вывод — читать. Может гением слушания я не стану, но хотя бы начал думать о том, что мне говорит собеседник.

Поделиться
Отправить
Запинить
 144   2016   книги